СКИННЕР

СКИННЕР
(Skinner) Беррес Фредерик (1904—1990) — американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма , основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского— 1970; Джона Хоп-кинса — 1979; Гарвардского— 1985 и др.). Внесен в список Отличившихся за вклад в психологию (АРА, 1990). Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще учась в колледже, С. писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — искусству XX века. Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропиз-мы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения. Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи (ящик Скиннера). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях стимул-реакция. С. обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное обучение походило на озарение, но С. не поддался искушению объяснить это целенаправленным поведением крыс. Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически С. опирался на работы Перси Бриджме-на (The logic of modern physics), опера-ционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха (Science of mechanics). В результате С. пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха С. привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. С. же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докт. дис. вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков. С 1936 г. С. начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937—39 — ст. преподаватель; 1939—45 — доцент). С 1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что С. начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г С. публикует книгу The behavior of organisms, в которой описывает поведение системы организм — окружающая среда, показывая логику отличия поведения системы от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведения этой системы, по С, определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление. Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в классическом обусловливании И.П. Павлова. С. выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции случайным подкреплением так же вызвала критику и споры, в связи с чем С. обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой — привело к написанию книг: An operational analysis of psychological terms(1945) и Verbal behavior (1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического издания Schedules of reinforcement (1957). Последующие годы были поворотными в жизни С. Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы (Teaching machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R.; Teaching machines and programmed learning. NEA, 1960). Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960—70-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи стимул-реакция (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на Вербальное поведение С. еще более активизировали этот процесс, поскольку Го была скорее атака на теорию стимул-реакция, чем на функциональный анализ С. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism. Радикальный бихевиоризм С. не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и 3. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были стимул-реакция, позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала С. был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами решения задач до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи С. понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие контроля стимула, с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Кроме упомянутых в тексте, С. автор следующих трудов: Walden two, Macmillan, 1948, N.Y., 1963; Science and human behavior, N.Y., 1953; Cumulative record, 1959; The technology of teaching, 1968; The contingencies of reinforcement, 1969; Beyond freedom and dignity, 1971; About behaviorism, 1974; Particulars of my life, 1976; Reflections on behaviorism and Society, 1978; The Shaping of a behaviorist, N.Y., 1979. Л.А Карпенко.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СКИННЕР" в других словарях:

  • Скиннер — Скиннер, Беррес Фредерик (англ. Burrhus Frederic Skinner, 1904 1990) американский психолог. Скиннер, Бретт (англ. Brett Skinner, род. 1983) канадский хоккеист. Скиннер, Джетро (англ. Jethro Skinner, род. 1977) английский актёр.… …   Википедия

  • СКИННЕР —         (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против нео биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых… …   Философская энциклопедия

  • СКИННЕР — (Skinner) Беррес Фредерик (20.03.1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания) американский психолог, с 1974 г. профессор психологии Гарвардского университета, представитель бихевиоризма. Разработал оригинальную технику и методику изучения поведения… …   Энциклопедия социологии

  • СКИННЕР — (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного , подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с… …   Современная энциклопедия

  • СКИННЕР — (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский физиолог, развивший концепцию инструментального подкрепления УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм обретает новые реакции благодаря тому, что сам… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Скиннер, Б. — Скиннер, Б. (1904 1990) Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихевиоризма», одним из центральных шонятий которой является «оперантное обусловливание». Это понятие обозначает особый путь образования условных рефлексов,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Скиннер — Бихевиоризм и Скиннер     После Уотсона бихевиоризм распался на несколько разных направлений. Можно сказать, что эпистемологическая основа идей Уотсона близка к прагматизму, а эпистемологическая основа более позднего бихевиоризма к… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • скиннер беррес фредерик — (p. 1904) американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих …   Большая психологическая энциклопедия

  • СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик — (р. 1904) американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного , подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с утопическими …   Большой Энциклопедический словарь

  • Скиннер Беррес Фредерик — (1904 1990) американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма . В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания , которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при… …   Психологический словарь

  • Скиннер Беррес Фредерик — Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Профессор (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Национальной АН США. Выступил… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»